Фрагмент для ознакомления
2
Элементы описательности присутствуют практически в любом повествовательном тексте. Иногда смысловая нагрузка в описании падает на действие, в этом случае говорят о «динамическом описании» – типе речи переходном, граничащем с повествованием. Динамическое описание передает протекание действий с маленькими временными интервалами в ограниченном пространстве 26, с. 30.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, в настоящее время задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания является приоритетной.
Установка на развитие представляет собой современную стратегию обучения родному языку дошкольников.
Что касается задач образовательной области «Речевое развитие», то они включают в себя следующие положения:
овладение речью в качестве средства общения и культуры;
обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества; развитие таких аспектов речи, как звуковая и интонационная культура речи, фонематический слух;
ознакомление детей с книжной культурой, детской литературой, развитие понимания на слух текстов разножанровых текстов детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности в качестве предпосылки обучения грамоте.
Кроме традиционных речевых задач, таких как формирование звуковой культуры речи, словарная работа, развитие грамматического строя и связной речи, внимание педагогов должно быть обращено на решение следующих задач:
развитие диалогической речи детей дошкольного возраста;
развитие речевого творчества;
формирование понимания текстов разнообразных жанров детской литературы на слух.
Подобные приоритетные направления были выделены не случайно.
1. Речь представляет собой средство коммуникации. С целью конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, ребенку необходимо свободное овладение диалогическим общением и использование всех вербальных и невербальных средств общения.
2. Стандарт направлен на то, чтобы развивать творческий потенциал каждого из детей, формировать творческую активность и самостоятельность. В задачу развития речевого творчества у детей 5-6 лет входит – формирование позиции активного участника в речевого взаимодействия.
3. Понимание на слух текстов разных жанров детской литературы заключается в восприятии данных текстов. В ходе восприятия произведения ребенком своеобразно воспринимаются художественные образы, которые обогащаются посредством их собственного воображения, соотнесения в соответствии со своим личным опытом. Восприятие художественных произведений выступает в качестве одного из приемов формирования творческой личности, что в свою очередь представляет собой целевой ориентир ФГОС ДО 33, с. 19.
Таким образом, становление связной речи играет важнейшую роль в ходе речевого развития дошкольника и занимает существенную часть в общей системе работы по развитию речи в дошкольной организации. Для развития связной речи, ребенку необходимо освоить разные стороны речи с использованием дошкольниками отдельных слов и синтаксических конструкций.
1.2 Состояние проблемы по формированию умения пересказывать литературные произведения у детей 5-6 лет
В современном педагогическом знании определение понятия «речевой навык» либо «речевое умение» определяется на основе различных теоретико-методологических подходов.
Так, в соответствии с «Педагогическим словарем» Г.М. Коджаспировой навык представляет собой «действие, доведенное до автоматизма, сформированное путем многократного повторения» [14, c. 90].
«Словарь психолога-практика» определяет навык в качестве «…действия, сформированного путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной, сознательной регуляции и контроля» [12, c. 393].
В психолого-педагогической и методической литературе разделяются термины «навык» и «умение». Так, к примеру, Р.К. Миньяр-Белоручевым навык рассматривается в качестве способности автоматизированно совершать действия, а умение в качестве способности управлять своими навыками с целью решения задач, которые возникают в ходе непосредственной деятельности [20, с. 34].
В свою очередь, в соответствии с позицией О.А. Артемьевой, М.Н. Макеевой и Р.П. Мильруда, умение представляет собой внутреннюю готовность к выполнению сформированного, целенаправленного и осознанного действия. Навык, по их мнению, выступает в качестве внутренней готовности к автоматизированному выполнению операции [3, с. 57].
Одним из распространенных видов упражнений, способствующих развитию связной речи является пересказ литературных произведений.
Пересказ является осмысленным воспроизведением литературного текста в устной речи; деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, память и воображение. Роль пересказов высоко оценивается в классической педагогике. Такие исследователи, как Е.И. Тихеева 29, А. М. Бородич 6 подчеркивали значение пересказа для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, для развития речи.
Пересказ – это недословное воспроизведение содержания прочитанного или воспринятого на слух текста. Цель пересказа на уроке чтения – выявление правильности и глубины понимания содержания произведения. Воспроизводя прочитанный текст, ученик воссоздает его фактическое содержание, глубже осознает внутриконтекстные смысловые связи между эпизодами, персонажами, событиями произведения 30, с. 44. Это способствует более глубокому усвоению содержания, лучшему его запоминанию, а также усиливает эмоциональное и эстетическое воздействие произведения на детей. Именно качество пересказа является показателем правильности и глубины понимания смысла произведения школьниками.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М: Издательский центр «Академия», 2016. – 400 с.
2. Аммосова, В. В. Обучение детей общению: пособие для воспитателей и родителей / В. В. Аммосова. – Якутск: Бичик, – 2005. – 64 с.
3. Артемьева, О.А. Методология организации профессиональной подготовки специалиста на основе межкультурной коммуникации / О.А. Артемьева, М.Н. Макеева, Р.П. Мильруд. – Тамбов: ТГУ, 2015. – 160 с.
4. Арушанова, А. Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками / А. Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 5 – 78 с.
5. Бабаева, Т. И. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. – 352 с.
6. Бородич, А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / А.М. Бородич, – М: Просвещение, 2017. – 83 с.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – Спб. Питер: 2009. – 398 с.
8. Волкова, Л. С. Логопедия: учеб. для студ. дефектол. фак. пед. вузов / Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 680 с.
9. Вохрышева Е.В. Специфика и структура диалогических единств с идентифицирующим вопросом: автореф. дисс. ... канд. филол. наук: спец. 10.02.04 «Германские языки» / Е.В. Вохрышева. – СПб: Питер, 2012. – 16 с.
10. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. – М: Просвещение, 2012. – 654 с.
11. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – М: Просвещение, 2011. – 472 с.
12. Головин, С.Ю. Словарь психолога-практика / С.Ю. Головин. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – Минск: Харвест, 2007. – 976 с.
13. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учебное пособие для педвузов /В. П. Глухов. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 351 с.
14. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2001. – 176 с.
15. Косогорова Х. Г. Особенности коммуникативно-синтаксической организации вопросно-ответных единств в сказочном тексте / Х.Г. Косогорова // Ярославский педагогический вестник. – 2005. - №2. – С. 3-7
16. Ладыженская, Т. А. Устная речь как средство и предмет изучения : учеб.пособие для студентов /Т.А. Ладыженская. – М. : Флинта : Наука, 2014. – 840 с.
17. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики: учебник для вузов: рек. М-вом образования РФ /А. А. Леонтьев. – М.: Смысл: Академия, 2015. – 288 с.
18. Лепская, Н. И. Детская речь в свете теории коммуникации / Н. И. Лепская // Вопросы языкознания. – 2006. – №2. – С. 82-89.
19. Львов, М. Р. Основы теории речи : учеб. пособие / М. Р. Львов. – М: Академия, 2010. – 248 с.
20. Миньяр-Белоручев, Р.К. Методика обучения французскому языку: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Иностранный язык» / Р.К. Миньяр-Белоручев. – М.: Академия, 2016. – 224 c.
21. Мнемотаблицы к сказкам. - Электронный ресурс. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2018/03/06/mnemotablitsy-k-skazkam - Дата обращения: 24.05.2021.
22. Назарова, С.А. Педагогический опыт на тему: Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию связной речи посредством обучения рассказыванию по восприятию / С.А. Назарова. - Пошехонье 2016. – 9 с.
23. Новотворцева, Н. В. Развитие речи детей / Н. В. Новотворцева. – Ярославль. : Гринго, – 2009. – 236 с.
24. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – Издание пятое (инновационное), испр. и доп. – М.: Мозаика-синтез, 2019. – 336 с.
25. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / [C. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова и др.; науч. рук. Е. В. Соловьёва]. – 2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2016. – 232 с.
26. Рождественский Ю. В. Теория риторики / Ю.В. Рождественский. – М.: Добросвет, 2014. – 597 с.
27. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2013. – 712 с.
28. Соботович ,Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции : (Дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) / Е.Ф. Соботович. – М. : Классикс стиль, 2013. – 158 с.
29. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. – М.: Просвещение, 2012. – 165 с.
30. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольника / О. С. Ушакова. – М. : Изд-во института психотерапии, 2011. – 133 с.
31. Федоренко, Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л. П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев. – М: Просвещение, 2012. – 240 с.
32. Филичева, Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: учеб. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М: Академия, 2013. – 103 с.
33. Флерина, Е. А. Разговорная речь в детском саду: Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Е. А. Флерина, М. М. Алексеева. – М: Академия, 2016. – 393 с.
34. Цейтлин С.Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи / С.Н. Цейтлин. - М.: Книга по Требованию, 2016. – 592 c.
35. Шахнарович А.М. Проблемы деятельности и речевой деятельности / А.М. Шахнарович //Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. – М.: Институт языкознания, 2009. – С. 120-136.
36. Эльконин Д.Б. Развитие речи детей в дошкольном возрасте /Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 2014. – 234 с.